+7 (951) 672-07-70 info@chinko.ru
+7 (951) 672-07-70 info@chinko.ru
Состав фольги
Фольга продаётся в рулонах. В наличии имеется фольга различной цветовой гаммы, с различными вариантами глянцевого покрытия. Всё это предоставляет широкие возможности для творчества дизайнеров. В продаже легко можно найти разнообразные типы фольги всех цветов: чистую, с тоновой окраской, голографическую, матовую, с глянцевым пигментом или металлизированную. Фольга золотого и серебряного цвета наиболее популярна для процесса тиснения фольгой. Существуют многочисленные расцветки золотой и серебряной фольги, которые слегка отличаются друг от друга своими оттенками.
Структура и состав фольги значительно изменяется в зависимости от её применения. Обычная металлизированная фольга имеет пять слоёв.
В состав фольги, в первую очередь, входит тонкий слой плёнки из полиэстера, который является основой для всех других материалов.
На плёнку из полиэстера наносится разделительный слой. Разделительный слой представляет собой воскообразную субстанцию, которая при нагревании отделяет красящее вещество от плёнки из полиэстера.
Третьим слоем является красящее вещество или лаковое покрытие.
Четвёртым слоем является металлизированный слой; обычно для этого слоя используют алюминий в связи с его низкой стоимостью, лёгкой обработкой и стабильностью цвета. Даже в состав золотой фольги входит слой алюминия жёлтого цвета.
Пятым слоем является клеевое покрытие, которое служит для скрепления металла (красящего вещества) с материалом, на котором проводится тиснение, когда алюминиевое покрытие отделяется от плёнки из полиэстера.
В процессе тиснения фольгой клеевое покрытие контактирует с бумагой, а штамп контактирует с плёнкой из полиэстера. По мере нагревания разделительного слоя слои с третьего по пятый приклеиваются к материалу, на котором проводится тиснение. Излишек фольги, который не участвует в создании изображения - слои с первого по второй, а также часть фольги из слоёв с третьего по пятый, которая не перешла с клише на материал, - наматывается в рулон и выбрасывается.
Пигментная фольга обычно не имеет алюминиевого покрытия. Краска переносится на субстанцию при нагревании разделительного слоя. Пигментная фольга не имеет такого блестящего слоя и кроющей способности. Красящее покрытие является основным слоем для определения оптических свойств тиснения фольгой. Изменив красящий слой, можно создать фольгу голог- рафическую или с перламутровым эффектом.
Отделение фольги
Рис. 10.1. Металлизированная фольга изготавливается из пяти слоёв.
Разделительный слой имеет большое значение для состава фольги. Он скрепляет другие слои с основой из полиэстера в процессе нагревания фольги, но то, как проходит процесс отделения слоёв из состава фольги, является критическим. Существуют следующие виды отделения: неплотный, средний и плотный.
Неплотный вид отделения используется для больших плашек, где фольга переносится на большую поверхность под минимальным давлением. Для того, чтобы максимально улучшить качество изображения на больших плашках, предпочтительно использовать неплотный вид отделения слоёв фольги, потому что более плотное отделение фольги может привести в результате к появлению расслойки или даже маленьких отверстий. Тем не менее, при неплотных видах отделения слоёв фольги нельзя получить твёрдых, резких кромок. Фольга имеет тенденцию к «растягиванию», поэтому небольшое количество лишней фольги обрезается до кромки печатающих элементов формы (штампа). Шрифт с тонкими засечками приводит к расплаву фольги в большем количестве от необходимого, и происходит заполнение пробельных участков печатной формы.
Средний вид отделения фольги используется в работах, где комбинируются плашки и тонкие штриховые элементы штампа (клише). Некоторые работы не относятся ни к тонким штриховым клише, ни к большим плашкам. В таких работах приходится прибегать к среднему виду отделения фольги. Эти промежуточные работы имеют достаточно плашек, чтобы гарантировать неплотное отделение фольги, но в то же время нуждаются в некоторой твёрдости на кромках.
Плотная фольга не отделяется так же легко и больше подходит для мелких деталей изображения, где неплотная фольга стала бы расплываться. Плотная фольга плохо подходит для больших плашек, потому что требуется дополнительное давление для необходимой площади контакта. Маленькие отверстия появляются на больших поверхностях, потому что фольга «ломается», когда меняется давление даже в незначительной степени. Фольга с плотным отделением больше всего подходит для тонких засечек, вывороток, клише с тонкими штрихами и линиями и любых поверхностей с мелкими деталями изображения.
Станки для тиснения, по возможности, используют как плотную, так и неплотную фольгу для одной и той же работы. Например, обложка для карманной книги на тему ремонта и обслуживания нового недвижимого имущества может иметь большое графическое изображение здания какой-нибудь смелой конструкции на лицевой стороне обложки. На оборотной стороне обложки можно поместить контактную информацию, напечатанную шрифтом с тонкими засечками. Оба изображения изготавливаются при помощи фольги с одинаковым золотым цветом. В данной ситуации высокое качество изготовления достигается путём использования фольги с плотным отделением для оборотной стороны обложки книги, и фольги со средним или неплотным отделением для лицевой стороны обложки книги. Этого результата можно добиться двумя прогонами через машину для тиснения (пресс для тиснения) или одним пропуском издания через два подающих фольгу механизма.
Необходимо принять к сведению, что качество фольги ухудшается со временем. После нескольких месяцев рулон фольги теряет свою способность качественной передачи красящего материала и покрытия поверхности материала тиснения (снижается кроющая способность фольги). Разделительный слой теряет свои оптимальные рабочие характеристики и уже не может воздействовать на другие слои фольги с той же интенсивностью, как раньше. Устаревший материал следует выбрасывать, как только ухудшается степень эффективности его функционирования.
Работа пресса для тиснения фольгой
Тремя основными показателями, при помощи которых проводится постоянное наблюдение и контроль за работой пресса, являются температура штампа, давление и выдержка по времени касания штампа, фольги и материала. Каждый вид фольги характеризуется оптимальным видом отделения при определённой температуре. Рекомендуемая температура всегда указывается на рулоне фольги. В ходе работы пресса температуру можно повысить или понизить для того, чтобы добиться благоприятных рабочих условий. Температура печатающей поверхности штампа, а не плиты, на которой укреплен штамп, является критическим фактором и определяется с помощью сенсорных датчиков. Для более точных показаний температуры печатающей поверхности штампа можно использовать пирометр.
Достижение максимального показателя температуры представляет опасность для фольги. Большинство видов фольги лучше всего переводит рисунок на другую поверхность при температуре в диапазоне от 210° до 270° F. При недостаточной температуре фольга не переносится полностью, оставляя части красящего вещества на основе из полиэстера. Только повышая температуру, можно добиться полного перенесения красящего вещества фольги. При повышенной температуре фольга может стать тусклой. Также и другие факторы могут повлиять на приобретение фольгой тусклого цвета (включая неровную поверхность бумаги); а если отражательная способность фольги меняется в процессе работы и её внешний вид становится молочным, причиной этого эффекта является изменение температуры.
Восстановление тепла является важной характеристикой для штампов и прессов. Так как холодная бумага воздействует на фольгу и штамп, тепло теряется, а температура понижается. Датчик температуры пресса реагирует и включает нагревательные элементы. Этот динамичный процесс означает, что постоянная температура не обещает ничего хорошего, поэтому существует рабочий режим для изменения температуры в определенных пределах. Ограничение температуры благотворно влияет на качество и консистенцию тиснения фольгой.
Давление является вторым качественным показателем, влияющим на качество тиснения фольгой. Для достижения хорошего контакта между материалом и фольгой требуется определённое давление. Недостатки, выявленные в процессе приклеивания слоя фольги (красящего вещества), можно исправить путём повышения давления. Баланс достигается, когда устанавливается определённая величина давления, достаточная для хорошей передачи слоя фольги, в то же время сохраняется чистое изображение. Ряд факторов влияет на давление, включая толщину и плотность бумаги, толщину и плотность кипы бумаги перед и после тиснения, а также толщину, плотность и вид металла самого штампа.
Третьим показателем является выдержка временем или время, в течение которого штамп контактировал с фольгой и материалом. Для нагревания разделительного слоя, а также клеевого слоя требуется достаточно много времени. Увеличение времени выдержки обычно улучшает качество приклеивания, после чего изображения становятся более чистыми. Ясно, что существует обратная зависимость между выдержкой временем и скоростью пресса. По мере увеличения скорости работы пресса выдержка временем уменьшается. Процесс тиснения фольгой обычно проходит легче при медленной скорости, когда увеличивается выдержка временем. Этот фактор ограничивает рабочую скорость прессов для тиснения фольгой.
Хороший оттиск можно получить только при использовании правильной нижней части штампа. Нижняя часть штампа представляет собой тонкую деревянную основу штампа, которую устанавливают на стол пресса, служащего в качестве подложки для последующего печатного контакта. При тиснении фольгой пользуются плоской нижней частью штампа. Нижнюю часть штампа изготавливают из разных материалов. Очень твёрдые основы штампа хорошо использовать для мелких деталей с острыми изломами. Другие нижние части штампа могут быть довольно мягкими и способствовать выравниванию давления печатной формы - оттиска. Такие основы штампа хорошо подходят для работы с плашками и на больших поверхностях, где слишком большие плашки могут оставить отверстия.
Критическим моментом для тиснения фольгой является установка одинакового давления. Без этого условия одна часть фольги будет переведена на клише по всем правилам, в то время как другая сделается пёстрой. Если повысить давление, пёстрая часть начнёт подниматься, а другая часть расплываться. Сохранять пробельные участки открытыми так же важно, как добиться перенесения на материал цельного изображения. Одинаковое давление устанавливается, когда печатающие поверхности и поверхность материала остаются плоскими и параллельными. Существуют различные методы для того, чтобы проверить выравнивание поверхностей. Прессы необходимо периодически проверять и нивелировать.
Несмотря на то, что пресс может быть в оптимально хорошем состоянии, штампы могут иметь незначительную неровность поверхности. Даже на новом штампе необходимо производить приправку на самом прессе. Приправка на прессе высокой печати встречается чаще, чем на офсетной печатной машине.
Процесс приправки штампа при тиснении фольгой включает в себя традиционные функции регулирования любого пресса - регулирования подающего механизма, загрузку бумагой, установку штампа и т.д. Но при тиснении фольгой приправка также относится и к микроподгонке отдельных участков печатной формы для стабилизации и выравнивания давления по всей поверхности тиснения, с целью получения ровных высококачественных отпечатков фольги. Техника приправки состоит из подкладки тонкой ленты или бумаги под или на приправочные листы в том месте, где делается отпечаток. При помощи подкладки или установки основания штампа оператор пресса может компенсировать любое неравномерное давление в процессе работы пресса. Процесс приправки проходит постепенно. Подкладка совершается там, где обнаружен низкий участок печатной формы, затем на следующем низком участке. Когда цельное изображение переносится ровно, можно начинать основной процесс тиснения фольги.
Тиснение фольгой имеет тенденцию переносить высококачественный отпечаток лучше всего на гладкой бумаге с плоской печатной поверхностью. Можно также производить тиснение фольгой на грубой тонкой ткани, но только в том случае, если она хорошо сжимается и её можно «проглаживать» в ходе процесса тиснения для получения гладкой поверхности для переноса фольги. Бумага с покрытием обычно очень хорошо принимает фольгу, то лее самое можно сказать и о гладкой печатной бумаге без покрытия. В некоторых случаях тиснение фольгой хорошо получается на текстурных материалах при помощи усиления оттиска и сглаживания воспринимающей поверхности.
Когда тиснение фольгой делается сверху напечатанной краски, важно, чтобы краска могла принять красящий слой фольги. Краски не должны содержать воска в случае применения покрытий или фольги. Большинство красок изготовлено из тефлона (Teflon*), силикона или какого-нибудь другого ингредиента, делающего поверхность гладкой. Гладкие поверхности труднее истереть или повредить во время транспортировки, но в то же время на таких поверхностях практически невозможно произвести тиснения фольгой. Гладкая поверхность уменьшает силу крепления клеевого слоя фольги. Также тиснение фольгой поверху покрытий или других слоёв фольги может быть критическим и проблематичным. Лучше всего наносить покрытие после тиснения, если это возможно, (хотя такая последовательность процессов может изменить внешний вид фольги), либо убрать покрытие на месте тиснения фольгой.
Во время тиснения фольгой большие поверхности (плашки) могут покрываться пузырями, так как нагреваемые печатные листы начинают терять влагу. Фольга запечатывает исходный материал, и, если у испарения нет выхода, он начинает пузыриться. Лучше свести к минимуму тиснение фольгой больших поверхностей. Вы должны передать образцы исходного материала вашему специалисту, который может определить в них содержание влаги и их пригодность к процессу тиснения фольгой (помните, что образцы могут высохнуть и неточно показывать состояние исходного материала).
Тиснение фольгой иногда используют для печатных заголовков. Вы должны обсудить использование данного типа гарнитуры со специалистом по послепечатной обработке.
В процессе печати распыление противоотмарочного порошка на оттиски, на которые проводится тиснение фольгой, должно быть минимальным. Порошок, используемый на листовых офсетных печатных машинах, может вызвать повреждение элементов штампа во время их работы. Небольшие количества порошка не вызывают особых проблем, но процесс приклеивания и внешний вид фольги могут пострадать от большого количества порошка.
Обсуждение всех условий и требований с вашим технологом помогут избежать пустую и дорогостоящую трату времени, которое потребуется для спасения работы, непродуманной и незапланированной должным образом с самого начала.
Дизайн с использованием тиснения фольгой
При подготовке дизайна для тиснения фольгой важно иметь в виду несколько соображений. Чем больше вы знаете о тиснении фольгой, тем лучше вы подготовите оригинал художественного изображения, который будет способствовать повышению эффективности самого процесса тиснения фольгой. Если ваш технолог перепоручит кому-нибудь тиснение фольгой (это делают многие технологи), дайте ему понять, что вы хотите иметь прямую связь с профессионалом по тиснению фольгой, который будет заниматься вашим проектом; таким образом, вы извлечёте для себя пользу от индивидуальной экспертизы. Если производство штампов для тиснения фольгой будет также выполнять профессиональный производитель, с вашей стороны будет разумным установить канал прямой связи и с этой компанией. Чем больше трудозатрат вложено в выполнение вашего проекта, тем лучше вы можете воспроизвести художественное изображение.
Подготовка художественного оформления для тиснения фольгой похожа на подготовку художественного оформления для печати издания. Вообще, вы должны предоставить чистый файл, без какой-либо дополнительной информации или неаккуратных элементов. Шрифты определённого кегля и рисунка необходимо перевести в контурные шрифты. Если необходимо, файлы должны быть подготовлены с иллюстрациями в векторном виде с растровыми изображениями. Файлы необходимо сохранить в виде EPS и выровнять на одном уровне соединения в разворотах. Художественное оформление должно быть подготовлено в масштабе один к одному (100%). Ваш файл должен иметь чёрно-белую копию с твёрдого носителя, показывающую все элементы, необходимые для печати, другие типы фольги или тиснений также должны быть указаны.
Если ваша иллюстрация будет выполнена при помощи автоматического гравировального оборудования, поставщик штампа может попросить вас сделать художественное оформление полностью в векторном виде, без растровых изображений. Такое оборудование использует программное обеспечение, которое считывает только геометрические точки векторного изображения. Могут понадобиться другие форматы, так как работа машин не имеет основания PostScript. Ранние консультации со специалистом по штампу помогут вам создать полезные файлы.
Художественное оформление фольгой должно состоять только из штрихового клише и шрифта. Тоновая окраска (серый полутон) и полутона не очень хорошо воспроизводятся, поэтому их лучше избегать. Все элементы необходимо окрасить в чёрный цвет в том случае, если вы не используете фольгу, окрашенную в несколько цветов; в этом случае вы можете использовать другой цвет. Если вы предусмотрели для оформления плёнку, убедитесь, что она соответствует вашим требованиям.
Графическое изображение и шрифт имеют тенденцию выглядеть более насыщенными при тиснении фольгой, поэтому вы можете выбрать более светлый рисунок шрифта и увеличить пробелы между словами. Можно увеличить интерлиньяж, чтобы обеспечить больший пробел между строками. Пробел, который может показаться слишком большим в печати, будет выглядеть более натурально в фольге. Выворотный шрифт имеет тенденцию расплываться, даже при относительно большом размере. Лучше всего пользоваться жирным шрифтом для выворотного шрифта, а также увеличить размер кегля как только возможно.
Ограничено тиснение фольгой для мелких деталей изображения. К счастью, большинство штриховых клише может быть полностью репродуцировано в процессе тиснения фольгой. Обычно на гладком исходном материале в позитивной форме можно удерживать строку с минимальной толщиной менее чем 0.5 пункта (1 пункт = 0,3527 мм в англо-американской системе измерений; примечание редактора). Выворотное штриховое изображение имеет более широкие ограничения, обычно 0.75 пункта на хорошем исходном материале. По мере изнашивания подложки эти ограничения увеличиваются.
Как уже было сказано выше, вызывает опасение тиснение фольгой на поверхности со светлым шрифтом, с мелкими деталями изображения, со шрифтом, рисунок которого напоминает рукописный, в особенности если эти элементы находятся рядом с большими, жирными гарнитурами. Светлый шрифт требует плотную фольгу и максимально сильное давление. Большие поверхности требуют неплотную фольгу. При тиснении вместе случаются потери, и ни одна из частей не получается хорошо. Этот шрифт дизайна, может быть, требует отдельной обработки и прогонки через пресс за два раза, что, конечно, увеличивает затраты на тиснение фольгой экономически и по времени. Чтобы избежать этого, попытайтесь использовать элементы одинакового размера и рисунка. Такая практика поможет вам работать с обычной фольгой и обычными давлениями, и поэтому сэкономит деньги вашему клиенту.
Штампы и выбор фольги
После просмотра художественного оформления изготовитель штампов может порекомендовать вам специальный материал для производства штампа (магний, медь или латунь). Как уже говорилось выше, магний обычно используют для простых изображений и маленьких тиражей. Он является самым дешёвым из всех материалов и подходит для выполнения многих видов работ.
При помощи медных штампов можно хорошо выполнить процесс тиснения фольгой при больших объёмах работы с хорошим детальным художественным оформлением, которое по качеству превосходит возможности штампа из магния при выполнении подобной работы. Медь также является относительно недорогим материалом, потому что, как и магний, она проходит обработку фотохимического травления. Медь является отличным выбором для тиснения фольгой, так как она обладает многими преимуществами латуни, за исключением её высокой стоимости. Оба материала: медь и магний легко репродуцируются, поэтому позволяют создавать многочисленные образы для проектов с двойным блоком.
Латунный штамп является самым дорогим вариантом, потому что он гравируется механическим способом. Латунные штампы для тиснения фольгой обычно изготавливаются на гравировальных машинах намного быстрее, чем при помощи ручной инструментальной обработки. Латунь может стать вашим наилучшим выбором, особенно когда в работе присутствуют очень мелкие детали изображения или же тираж издания превосходит 500,000 оттисков тиснения. За исключением очень сложных проектов, для обычных проектов чаще выбирают медь.
Когда один или более видов фольги применяются в одной приводке друг к другу, вы не должны отделять их друг от друга, как обычно делается, в печатной форме. Разные виды фольги не очень хорошо приклеиваются друг к другу, поэтому специалист должен уделить особое внимание этому процессу, чтобы обеспечить точную приводку. Как уже говорилось раньше, важно информировать изготовителя штампов и специалиста по тиснению фольгой обо всех деталях художественного изображения, совпадающих с другими элементами. Изготовитель штампов рассмотрит необходимость и размер компенсации за раскатку штампа.
Вы должно точно указать цвет фольги специалисту. Выбор цвета фольги обычно предоставляют сделать специалисту по тиснению фольгой. Хорошее знание цветовой гаммы фольги, её образцов и разделений помогут вам в вашем дизайне. Существует коммерческий справочник по цветовой гамме фольги, изданный Ассоциацией по тиснению фольгой и конгревному тиснению (www.fsea.com). Эта специализированная книга содержит многочисленные образцы тиснения и по своему стилю напоминает веера PANTONE®.
Выбор материала
Вы должны выбрать оптимальный тип бумажного материала для тиснения фольгой. Многие проекты, которые включают работу по тиснению фольгой, обычно относятся к первоклассным работам с маленьким тиражом. Учитывая это и тот факт, что стоимость бумаги не составляет большую часть от общей стоимости работы, нет никакой необходимости скупиться. Лучше покупать качественную бумагу.
Толщина листа бумаги обычно не имеет особого значения для процесса тиснения фольгой. Если печатный лист подаётся в пресс без всяких проблем и инцидентов, на тонком бумажном материале тиснение производится так же хорошо, как и на толстом бумажном материале. Самым главным фактором, оказывающим влияние на качество тиснения, является гладкая поверхность бумаги. Если вы планируете тиснение фольгой, вы должны, по возможности, выбрать два или три типа бумажного материала и обсудить эти варианты со специалистом по тиснению. Специалист по послепечатной обработке может нредоста- вить образцы и провести испытания, если это необходимо, для определения совместимости бумаги и фольги.
Вы должны быть осторожны, используя просвечивающие (полупрозрачные) и некоторые непрозрачные типы фольги с цветной бумагой. Материал подложки может повлиять на внешний вид и цвет фольги. При выборе фольги подумайте, как она будет выглядеть на выбранном вами бумажном материале.
В определённых ситуациях молено подготовить высоко текстурную бумагу для тиснения фольгой путём «сглаживания» листов перед их тиснением. Это делается методом прогонки листов через пресс для тиснения с дополнительной проводкой и тиснением текстурной поверхности бумаги до плоского её уровня, где будет потом производиться тиснение фольгой. Листы затем подвергают тиснению с последующим прогоном, получая в результате чистое изображение. Эта трудоёмкая технология обычно позволяет преодолеть ограничения тиснения из-за текстуры бумаги.