+7 (951) 672-07-70 info@chinko.ru
+7 (951) 672-07-70 info@chinko.ru
Использование объёмных эффектов в печатной продукции добавляет интерес и стимулирует чувство прикосновения. Текстурная бумага является самым простым способом привлечь внимание и разбудить другие чувства. Можно увидеть и убедиться, что область мельчайших теней, вершины и углубления на поверхности бумаги влияют на внешний вид бумажного материала. Бумага, которой придали текстурную форму поверхности на фабрике, используя технологию тиснения, в результате превратилась в объемную структуру, которую молено видеть и ощущать.
Специалист по тиснению может сделать рельефным исходный материал. Может быть, вы предпочтёте использовать контраст - либо гладкую бумагу с конгревным изображением, либо текстурную бумагу с гладким вдавленным изображением. Эти впечатляющие эффекты привлекают взгляд к дизайну. Читатель чувствует образ - при этом просыпаются два чувства, оставляя запоминающийся опыт.
Конгревное тиснение - это процесс, в котором изготавливаются штамп и контрштамп (матрицу), а бумага или картон прессуются под высоким давлением между этими двумя штампами. Эта технология используется для создания рельефного многоуровневого изображения на бумаге или картоне.
В связи с тем, что тиснение фольгой, конгревное тиснение и конгревное тиснение фольгой идентичны в своей функции, и поставкой оборудования для них занимаются одни и те же поставщики, вам будет полезно прочитать предыдущую главу, касающуюся тиснения фольгой, прежде чем вы продолжите знакомство с нашим справочником. Можно сделать много сравнении по всем параметрам между тиснением фольгой и кон- I репным тиснением.
Эффект блинтового и конгревного тиснения
Конгревное тиснение - это технология деформирования бумаги по определённому образцу. Иногда конгревное тиснение напоминает напечатанное изображение. В другой раз конгревное тиснение совмещают с тиснением фольгой, и в результате фольга появляется на поверхности отпечатка. Случается, что после конгревного тиснения деформируется страница и появляется отражающий эффект. Иногда используют блинтовое тиснение (слепое одноуровневое тиснение без фольги), когда из одной бумаги создаётся изображение формы тиснения (печатная форма высокой печати, клише, штамп) без использования фольги, печатной краски или другого красящего вещества.
Рис. 11.1. Штамп конгревного тиснения является негативным изображением области конгревного тиснения. Материал деформируется в процессе тиснения между штампом и контрштампом.
Блинтовое тиснение предлагает уникальный и элегантный вариант для дизайнера. Блинтовое тиснение является практически невидимым, но эффектным, потому что только пространственное зрение, включающее тени, созданные отражённым светом, формирует художественное изображение на материале. Его эффект усиливается, когда используемый текстурный бумажный материал выравнивается только в области тиснения.
Существуют два варианта: конгревное тиснение и вдавленное тиснение. Конгревное тиснение заключается в поднятии изображения. Вдавленное тиснение - в его углублении, по отношению к исходной поверхности материала. Для одноуровневой работы (блинтового тиснения, тиснения фольгой) вдавливание всегда находится ниже уровня бумаги, а конгревное тиснение всегда находится над поверхностью бумаги. Производственный процесс одинаков для обоих вариантов, несмотря на то, что штампы имеют формы, противоположные друг другу.
Подобно тиснению фольгой, конгревному тиснению требуется штамп. При помощи штампа наносится сильный удар на бумагу. В отличие от тиснения фольгой, в процессе которого используется плоская нижняя часть штампа, в конгревном тиснении требуется контрштамп. Этот штамп зеркального изображения используется для того, чтобы заставить материал заполнить конгревный штамп. Такие штампы часто называют штампами женского и мужского рода («мама» и «папа» - производственный жаргон в России; примечание редактора). Конгревное тиснение использует штамп женского рода и основание штампа мужского рода. Вдавленное тиснение использует штамп мужского рода и основание штампа женского рода.
За изготовлением контрштампа из конгревного штампа следит оператор, работающий на прессе, либо в процессе производства штампа, либо после того, как штамп установят в специальном гнезде пресса.
Обычно конгревное тиснение используют для первоклассной упаковки, визитных карточек и печатных заголовков, а также для высококачественных коммерческих продуктов. Большинство дизайнеров хотят максимально углубить конгрев. Существует несколько различных размеров конгревного тиснения и его возможного углубления, а также ряд факторов, влияющих на максимальную силу давления. Даже размытая конгревная глубина может создавать сильное художественное впечатление.
Альтернативы конгревному тиснению
Прежде чем мы приступим к обсуждению технического применения конгревного тиснения, стоит обсудить некоторые альтернативы конгревному тиснению. Недорогой альтернативой, которая не имеет такую же большую воздействующую силу, как конгревное тиснение, является термография. Термография - это технология, в соответствии с которой пудрой (порошком) посыпается только что отпечатанный офсетным или любым другим способом печати оттиск, и после снятия излишнего количества пудры оттиск прогоняют через термический туннель для закрепления методом спекания порошка и небольшого подъёма изображения в том месте, где уже находилась печатная краска.
Термографию часто используют для визитных карточек. Поднятое рельефное изображение создаёт блестящий, гладкий внешний вид. Часто появляются мельчайшие точечные отверстия, которые становятся видимыми, потому что расплавленная пудра не создаёт ровную поверхность. Термографию легко отличить от конгревного тиснения, потому что передняя сторона полосы, поднимается, а задняя не углубляется. Бумага совершенно не меняет свою форму, а скорее расплавленный и застывший порошок поднимается над поверхностью бумаги. В отсутствии штампа термография обычно стоит дешевле. Тем не менее, для работ более высокого качества - это неподходящая альтернатива.
Некоторые способы печати также могут создавать небольшой эффект неглубокого травления, имитируя неглубоко протравленный конгрев. Например, при высокой печати используют сильное давление для передачи краски, такое сильное, что даже бумага немного деформируется во время печатного процесса. Высокая печать имеет полезные характеристики, но не может служить подходящей заменой тиснению. Высокий способ печати не может создавать ни рельефные многоуровневые изображения, ни барельефы на бумаге, подобно конгревному тиснению.
Процесс конгревного тиснения
Конгревное тиснение начинается со штампа. Большинство изготовителей производят как штампы для тиснения фольгой, так и штампы для конгревного тиснения. Подобно штампам для тиснения фольгой, штампы для конгревного тиснения изготавливают из магния, меди и латуни. В наличии имеются также и стальные штампы для очень больших тиражей изданий с кон- гревным тиснением. Выбор штампа зависит от деталей изображения, тиража, глубины конгревного тиснения и стоимости. Прежде чем мы будем говорить о специфических характеристиках каждого типа штампа, мы должны описать процесс конгревного тиснения в общих чертах.
Когда мы пытаемся деформировать бумагу, более экстремальные форма, глубина и угол наклона штампа могут вызвать повреждение или даже разрушение бумаги. Например, реально вы не можете начать процесс деформирования бумаги с плоского положения бумаги, сгиб 90°, растяжение на один дюйм вверх, сгиб ещё на 90°, растяжение на три дюйма направо, сгиб ещё на 90° и затем возвращение к оригинальной плоскости. Древесное волокно просто не может так растягиваться. Некоторые виды пластмассы могут принять такую форму, но бумага разорвётся или даст трещину. В самом экстремальном случае бумажный материал разорвётся в нескольких местах. Конгревное тиснение должно работать с ограничениями материала для того, чтобы добиться максимальной пластической деформации бумаги, не повредив её. Штамп должен работать с выбранной бумагой, а элементы дизайна должны добиться оптимального восприятия глубины изображения.
Глубина конгревного и вдавленного тиснения обычно находится в диапазоне от примерно 0.010 дюйма до приблизительно 0.025 дюйма на одноуровневом тиснении. Можно добиться глубины более чем 0.025 дюйма на некоторых материалах или когда применяются многоуровневые или скульптурные штампы (штампы, создающие барельеф при конгревном тиснении). Постепенно переходя через различные уровни, можно получить более глубокий конгрев. Глубокое конгревное тиснение может быть очень эффектным, но его трудно производить, потому что бумага (картон) испытывает при этом огромное напряжение.
Глубина рельефа
Реально можно ожидать, что на бумаге появятся неглубоко последовательные изгибы. Мы редко сгибаем бумагу на 90°, кроме тех случаев, когда она проходит процесс фальцовки. Например, если мы собираемся сделать конгревное тиснение на шпоне в 6 пунктов и 0.020 дюйма над поверхностью бумаги, мы используем рельеф в 60° на штампе. Это создаёт угол в 30" для сгиба бумаги по отношению к её первоначальной плоскости. Такой постепенный наклон позволяет совершать более лёгкий переход к новой плоскости. Более высокий угол рельефа означает постепенный переход к новой плоскости. Обычно рельефы имеют угол наклона от 30° до 60°, хотя существуют и другие рельефы. Рельеф 0° эквивалентен прямоугольному переходу для бумаги и, наверняка, повредит материал.
Для глубоких конгревных тиснений нужны постепенные переходы. Глубины могут иметь более крутые наклоны, но с увеличением глубины возникает необходимость слабых постепенных наклонов. Рельеф в 30° часто используют для неглубокого кон- гревного тиснения - возможно, 0.010 дюйма или ниже. Когда вы. увеличиваете глубину до 0.015 дюйма, рельеф в 30° в результате приведёт к резкому переходу и может разорвать бумажный материал. В связи с этим такая глубина требует наличие рельефа с минимальным наклоном в 45°.
Рис. 11.2. Различные комбинации рельефных углов и глубины можно использовать для создания изображения при конгревном тиснении. Области, заштрихованные серым цветом, указывают на рельефные комбинации, которые не рекомендуется делать.
Тонкие детали, подобно шпонам (шпон - пробельный материал, используемый при изготовлении металлических печатных форм для способа высокой печати для увеличения пробелов между строками; толщина (кегль) шпона от 1 до 4 пунктов; примечание редактора) в 2 пункта, нельзя подвергать конгрев- иому тиснению так же глубоко, как толстые штрихи шрифта или детали изображения. Ширина поверхности, подлежащей конгревному тиснению, прямо пропорциональна достигаемой высоты. Тонкие линии нельзя воспроизвести так же высоко, как толстые линии.
Большие углы рельефа можно всегда использовать для достижения постепенного перехода с уровня на уровень. Тем не менее, угол рельефа оказывает воздействие на внешний вид конгрева. Большие углы рельефа имеют тенденцию к снижению остроконечных краёв. Глубины в 0.020 дюйма или 0.025 дюйма должны иметь рельефы, по крайней мере, в 50° для того, чтобы добиться необходимого наклона. Выбранный материал также будет влиять на угол наклона, поэтому важно проконсультироваться со специалистом по конгревному тиснению для определения оптимального рельефа для вашего проекта с конгревным тиснением.
Одноуровневые штампы
(клише, печатные формы высокой печати)
Рис. 11.3. Одноуровневые штампы могут быть созданы в одной из четырёх печатных форм изображения.
Одноуровневые штампы имеют различные размеры и только два уровня - уровень пробельных элементов и уровень печатающих элементов. (Штампы, клише, печатные формы глубокой печати называют одноуровневыми, так как все печатающие элементы лежат на одном уровне и находятся выше пробельных; примечание редактора) Одноуровневые штампы (клише, печатные формы для способа высокой печати) обычно используют для создания после тиснения графического изображения и текста. При помощи одноуровневого штампа создаются изображения и текст выпуклыми или вдавленными ниже поверхности материала в зависимости от вида тиснения. Одноуровневая плоскость содержит элементы дизайна, которые представляют только одну «печатную форму», такую как штриховое клише.
Границы печатной формы изображения
Можно назвать несколько видов границы печатных элементов изображения. Мы уже говорили о рельефах, которые больше всего влияют на границы печатных элементов изображения. Рельефы используют для получения плоской поверхности.
Вторым видом границы печатных элементов изображения для одноуровневого клише является граница в форме купола. Форма купола заменяет плоскую поверхность новой плоскостью с закруглёнными углами поверхности. Форма купола помогает перевести бумагу на новую плоскость, поэтому нет никакой необходимости в рельефе. Клише, имеющие границу печатных элементов изображения в виде купола, представляют наибольшую сложность для производства, и обычно такие штампы обрабатываются ручным способом.
Третий вид границы печатных элементов изображения для одноуровневых штампов имеет V-образную форму или клише в виде резца. Это клише не имеет плоскую поверхность; скорее, оно напоминает заострённый наконечник. Это клише располагает длинными, наклонными краями, которые встречаются на острие наконечника в форме резца. Это клише выглядит наиболее эффектным для тонких линий и штрихов графического изображения, но не используется для больших поверхностей.
Четвёртый вид границы печатных элементов изображения для одноуровневых штампов является плоским с закруглёнными углами. Само его название означает, что это клише имеет плоскую поверхность, но закруглённые переходы, что придаёт ему определённый стиль печати и штрихового оригинала. Например, закруглённые углы хорошо подходят к рукописному шрифту. Тем не менее, закруглённые углы снижают четкость очертания изображения тиснения, поэтому вначале убедитесь, что данное изображение совместимо с закруглёнными углами.
Расположение рельефа
При использовании рельефов вам следует указывать их расположение. В варианты расположения рельефов входят: рельеф внутренний, рельеф продольный и рельеф внешний.
Внутренний рельеф используют, когда рельеф смешивается с плотным слоем штрихов и букв. Другими словами, клише, содержащее линейку из 2-х пунктов, имеет поверхность 1.5 пункта с наклоном 0.25 пункта с каждой стороны. Рельеф смешивается с внутренним пространством, локализованным для линейки в 2 пункта.
Когда рельеф размещается снаружи (внешний рельеф), тисненная поверхность той же самой линейки в 2 пункта имеет также 2 полных пункта и рельефы являются дополнительными к этим 2 пунктам. Общая толщина составляет в конце примерно 2.5 пункта.
Размещение продольного рельефа означает, что рельеф наполовину находится внутри, а наполовину снаружи выделенного места.
Дизайнер полностью отвечает за размещение рельефа. Очевидным результатом является тот факт, что размещение рельефа внутри делает детали тоньше; внешний рельеф имеет тенденцию укрупнять детали. Такое размещение может повлиять па приводку.
Подводя итоги, можно сказать, что при одноуровневых штампах все компоненты изображения расположены на одной плоскости над поверхностью бумаги. Тиснение вдавливанием имеет все вдавленные элементы на одной плоскости ниже поверхности бумаги.
Клише также можно создавать двумя разными способами. Многоуровневые клише и рельефные клише создаются в процессе тщательно разработанной технологии, которая увеличивает объёмный эффект тиснения.
Рис. 11.4. Расположение рельефа влияет на ширину приподнятой плоскости.