+7 (951) 672-07-70 info@chinko.ru
+7 (951) 672-07-70 info@chinko.ru
Как дизайнерам создать изделие, которое привлечет внимание в мире, где люди отвлечены и имеют очень небольшое количество времени, чтобы усвоить информацию? Ответ один — включите конгревное и/или блинтовое тиснение в технологический процесс изготовления своей печатной продукции, потому что эти методы отделки добавляют акцент и выразительность.
Термин «конгревное тиснение» относится к процессу подъема поверхности бумаги с применением высокой температуры и усилия. Оно достигается путем зажима бумаги между нагретым выгравированным штампом — матрицей — и соответствующим контрштампом пуансоном/патрицей. Высокая температура позволяет бумажным волокнам вытягиваться более легко, в то время как давление, созданное между штампами, «вдавливает» бумагу в гравированную область. Когда этот процесс используется для вдавливания бумаги, а не возвышения ее, тиснение называется блинтовым.
Люди замечают высоту. Горы, высокие люди и конгревный рельеф управляют вниманием. Приподнятые над плоским листом бумаги изображения привлекут взгляд занятого читателя и вызовут более пристальное изучение направленного сообщения. Люди любят проводить пальцами по рельефу, потому что это добавляет третье (осязательное/тактильное) измерение к двухмерной печати.
Методы рельефного конгревного и блинтового тиснения создают пики и долины, которые
Что вы изучите
придают глубину печатной продукции, делают изображения заметными и привлекают внимание читателей новыми свежими способами. Конгревное тиснение создает приподнятые над поверхностью изображения, в то время как блинтовое создает «утопленный» рельеф. Термин «слепое тиснение» относится к оттискам, которые не приводятся к предварительно напечатанным изображениям.
Распространенные типы штампов для тиснения
Очевидно, что, если вы делаете тиснение по напечатанным элементам, приводка важна, потому что тиснение поверх напечатанного изображения схоже с нанесением краски другого цвета. Неприводка при блинтовом тиснении делает изделия непригодными.
Сложность структуры и рисунка рельефа непосредственно связана с уровнем элементов изображения, выгравированных в штампе. Для воспроизведения плоского изображения может быть создан простой одноуровневый штамп со скошенным краем/фаской в 30°. Для воспроизведения мелких деталей изготавливается многоуровневый штамп в почти безграничном диапазоне рисунков, структур и дизайнов.
Процесс изготовления штампа
Штампы для тиснения фольгой и рельефного тиснения могут быть изготовлены из нескольких различных материалов. Профиль (глубина/высота элементов изображения) штампа — и непосредственно срок его эксплуатации — зависит от материала штампа и процесса, примененного для его гравирования/травления.
Конгревное тиснение на картоне.
Магний — это мягкий металл, с низкой теплопроводностью, из-за чего магниевые штампы преимущественно используются для простой одноуровневой штамповки с тиражом в несколько сотен и не рекомендуются для конгревного тиснения. Мягкость металла также ограничивает срок его эксплуатации. Магниевые штампы обычно получают травлением кислотой, то есть процессом, в котором используется химический раствор для получения желаемых рисунков или изображений.
Медные штампы имеют прочность и теплопроводность, достаточные и для тиснения фольгой, и для рельефного тиснения. Хотя медные штампы обычно используются для одноуровневого тиснения, они допускают двойное травление для создания многоуровневого профиля. Подобно магниевым штампам, медные штампы также производятся путем травления кислотой. С правильной подготовкой оборудования к работе медный штамп обеспечит получение значительного количества отпечатков, что делает применение его оправданным для проектов большого объема на уровне нескольких тысяч экземпляров в месяц.
Латунные штампы являются лучшими и наиболее универсальными и для тиснения фольгой, и для конгревного тиснения. Хотя они могут быть получены и травлением кислотой, но в основном латунные штампы изготавливаются машинным фрезерованием — процессом, во время которого стачиваются излишки металла. Для проектов с мелкими деталями изображения латунный штамп выполняется вручную. Для большей точности воспроизведения изготовитель штампа вырезает элементы изображения. Ручное изготовление обычно требуется
для штампов со сложными многоуровневыми профилями. Латунь лучше проводит тепло и имеет большой срок эксплуатации. С правильной подготовкой оборудования к работе такие штампы могут регулярно использоваться в течение многих лет.
Наверное, единственный недостаток латунного штампа — его стоимость. Хотя они эксплуатируются очень долгое время, изготовление их достаточно дорого. По этой причине вам могут понадобиться дубликаты штампов, выполненные с латунных оригиналов. Дубликаты особенно полезны в тех случаях, когда проекты регулярно повторяются или когда одновременно происходит тиснение одного и того же сюжета на нескольких рабочих местах.
Существуют три основных материала, которые обычно используются для изготовления дубликатов: бакелит, стеклопластик и никель. Бакелит — твердый пластик, является недорогим и простым в изготовлении; однако нагревание и охлаждение в процессе тиснения лимитируют срок его эксплуатации. Стеклопластик стоит чуть дороже, чем бакелит, но будет дольше работать. Никель является немного более дорогостоящим, чем бакелит и стеклопластик, но также более долговечен и подходит для многоуровневого тиснения или изготовления комбинированного штампа. В основном никелевые дубликаты используются для конгревного тиснения и комбинированных работ и получаются с латунного оригинального штампа (никелевые дубликаты получают методом гальванопластики, что обеспечивает высочайшую точность зоспроизведения — прим. редактора ).
Есть несколько признаков, которые надо •'.:еть в виду, чтобы определить, изношен ли штамп. Сначала сравните образец, полученный = :-:ачале тиража (или образец из предыдущего " ража с использованием того же самого штампа) с образцом, полученным в конце текущего тиража. Уменьшение глубины и/или четкости конгревного или штампованного изображения — признак того, что штамп износился. Так- -;е проверьте штамп непосредственно на притупление и округление граней. Выполняйте эти проверки после каждого тиража, если вы планируете сохранить штамп для будущих тиражей, и договоритесь о замене при первых признаках износа.
Глубина тиснения
Глубина конгревного и блинтового тиснения располагается в диапазоне от 0,006 дюйма (0,15 мм) до 0,025 дюйма (0,64 мм). Очень глубокие штампы в 0,020—0,025 дюйма (0,51—0,64 мм) должны иметь скопленные грани/фаски для того, чтобы не прорезать бумагу. Понятие скос/фаска относится к способу, которым производится угловой наклон краев штампа. Чем больше угол, тем более трехмерным/объемным может быть получаемое изображение. Можно оперировать углами наклона рельефа штампа от 30° до 60°. Они могут доходить даже до 80°.
При определении материала для изготовления штампа нужно учитывать объемы работы, назначение и внешний вид готового изделия. Для больших объемов тиражей или тех работ, которые, как ожидается, будут повторяться несколько раз, штамп должен быть сделан или из меди, или из латуни, которые очень долговечны. Недорогой магниевый штамп (обычно называемый «та^»-штампом на родине автора книги) имеет свойство разбиваться, лопаться или ломаться сравнительно быстро. Если проект имеет очень мелкие детали или тиснение выполняется по тяжелому фактурному материалу, рекомендуется использовать или медный, или латунный штамп.
Подготовка художественных работ/ иллюстрацийЕсть несколько руководящих принципов подготовки иллюстраций для изготовителей штампов. В отличие от все более и более переводимого в цифровую форму офсета, изготовители штампов все еще работают с бумажными или пленочными носителями. Для одноуровневого штампа подготовьте или фотоформу, или чернобелый оригинал с хорошим разрешением, полученный фотомеханическим методом. Художественные работы для многоуровневого штампа должны сопровождаться инструкциями на тонкой полупрозрачной бумаге, прикрепленной к оригиналу, для каждого уровня. В общем случае проектные размеры должны быть немного превышены, с более крупными линиями и мелкими точками, чем планируется в печати.
Пробелы должны быть, по крайней мере, па 2 пункта шире, иначе бумага не сможет войти в интервалы между элементами штампа. Широкий апрош (дополнительное место между буквами в слове) должен быть нормальным, а мелких или очень замысловатых проектов нужно избегать. Дизайнер должен указать, должен ли штамп иметь округленный или скошенный край, имея в виду, что обработка края возможна только для медных и латунных штампов. Сообщите своим клиентам, что скошенные грани создают оптический обман, заставляя изображения казаться меньше своей i 1 ату рал ь н о й величины.
Выбор бумаги
Бумажный материал — важный параметр. Мягкие бумаги легче поддаются тиснению, чем картон с покрытием и другие сложные материалы. Материалы без покрытия являются лучшими для глубокого тиснения. Конгревное и блинтовое тиснение выполняются под действием высокой температуры и давления, которые разглаживают фактурный материал.В то время как контраст между разглаженным участком бумаги с рельефным изображением и остальной частью страницы поразителен и часто желателен, обезопасьте себя и предупредите клиентов о таком эффекте заранее.
Заключение...
Если вы колеблетесь в выборе соответствующей бумаги для вашего проекта, посоветуйтесь с отделочной компанией перед началом работы. Инструктивное заседание с участием заказчика, дизайнера, печатника и специалиста по отделочным процессам сэкономит для каждого много времени, денег и убережет от разочарования.